Польша

Своеобразие путей развития польского искусства в 19 в. определялось той драматической исторической ситуацией, которая сложилась после раздела Польши (1795) между Россией, Австрией и Пруссией. В труднейших условиях раздробленности страны польский народ вел борьбу за утверждение принципов национальной культуры, явившуюся частью общего национально-освободительного движения, которое развивалось на протяжении 19 в. Патриотическая направленность польского искусства сообщала ему романтический пафос национального самоутверждения.
После окончания Венского конгресса в 1815 г., когда в рамках Российской империи было основано Королевство Польское, намечаются новые тенденции в развитии польского искусства. При Варшавском университете организуется отделение изящных искусств с филиалом в Кракове. Оживляется художественная жизнь в Вильно, бывшем в то время не только культурным центром Литвы, но и одновременно Королевства Польского. Значительное развитие получает гражданское строительство, которое ведется в Варшаве. В 20—30-е гг. застраиваются Банковская площадь и примыкающая к ней Театральная с монументальными зданиями Большого театра, выдержанного в стиле классицизма (архитектор А. Корацци).
Неудача восстания в 1830—1831 гг. привела к усилению реакции, закрытию в Варшаве и Вильно университетов, перемещению культурного центра в Галицию, в Краков. Многие участники восстания вынуждены были эмигрировать в Париж, где некоторое время работали Мицкевич, Шопен, живописцы Родаковский и Михаловский.

Родаковский. С успехом выставлялся в парижских Салонах Генрик Родаковский (1823— 1894), творчество которого овеяно духом романтики. Ему принадлежит один из самых известных портретов генерала Дембиньского (1852, Краков, Национальный музей), командовавшего революционными войсками поляков в Венгрии. Этот героический образ глубоко задумавшегося сурового воина — один из типичных, драматических образов польской живописи, истории и поэзии.

Михаловский. С передовыми художественными течениями Франции, и прежде всего с революционным романтизмом, связана деятельность Петра Михаловского (1800—1855).
Своеобразный колористический талант его нашел выражение в полных динамики изображениях коней, в эмоциональной напряженности всадников, в остропсихологических портретах. Широко и свободно, в горячей, но собранной сдержанной гамме писал он картины на крестьянские темы, добиваясь реалистической силы, глубины характеристики образов,— «Сенько» (ок. 1846 гг., Краков, Национальный музей).

Шерментовский. Крестьянская тема становится главной в творчестве ряда художников, выступавших в 60-х гг. в русской части Польши, где нашли широкое распространение идеи русских демократов-народников. Не случайно искусство польского жанриста Юзефа Шерментовского (1833—1876) близко искусству русских художников-передвижников. В картине «Крестьянские похороны» (1862, Варшава, Национальный музей) печально нахмурившееся небо и весь унылый пейзаж тонко соответствуют настроению безысходной тоски.
В период подготовки и проведения восстания 1863 г. начинается подъем польской исторической живописи, которая стала своеобразной формой борьбы за национальную независимость. В условиях порабощенной и разделенной Польши прошлое страны выступало в особом ореоле романтических мечтаний и идеализации.

Создателем многочисленных композиций на темы национальной истории был Ян Матейко (1838—1893), работавший в самых разнообразных жанрах и видах искусства, обращавшийся к монументальной живописи, к графике. Страстный патриот, все свое мастерство он отдавал борьбе за распространение патриотических идей.
Матейко выбирал для своих сложных по построению многофигурных картин большие исторические события времен расцвета Польши. В «Проповеди Скарги» (1864, Варшава, Национальный музей) с огромным эмоциональным накалом он изобразил проповедника 16 в., призывающего к единению польских магнатов. Драматизм ситуаций, психологическое напряжение отмечают картину «Станьчик на балу у королевы Боны в Вавеле» (1862, Варшава, Национальный музей). Однако в ряде произведений Матейко приходит к безудержному прославлению феодально-магнатской Польши, к . утрате понимания истинного хода исторического процесса — таковы «Люблинская уния», «Ваторий под Псковом» (обе — Варшава, Национальный музей). Перегруженность композиций многочисленными деталями и несколькими зрительными центрами снижает эмоциональное воздействие этих произведений.
Земельная реформа 60-х гг. способствовала ускорению темпов развития капитализма в Ко¬ролевстве Польском, утверждению буржуазной идеологии, крушению романтических иллюзий и развитию критического реализма в искусстве.

Матейко. Станьчик на балу у королевы Боны в Вавеле

Хелмоньский. Изображению жизни польского крестьянства посвятил свое творчество Юзеф Хелмоньский (1849—1914). Он не только поэтизирует образы крестьян и родной природы, но подчеркивает момент социального неравенства и даже протеста— «На фольварке» (Варшава, Национальный музей).

М. и А. Герымские. Тенденции социального обличения выражены в еще большей степени в произведениях братьев Максимильяна и Александра Герымских. Картина «Повстанческий патруль» (ок. 1871 г., Варшава, Национальный музей) М. Герымского (1846—1874) рисует сцену восстания 1863 г. В картинах А. Герымского (1850—1901) находит отражение тема капиталистического города, труд рабочих — «Рабочие песчаного карьера» (1887, Варшава, Национальный музей). Художники пользуются богатыми возможностями пленэра в полных лиризма, мастерски написанных пейзажах и этюдах.

С начала 20 в. все шире распространяется в польском искусстве влияние импрессионизма, а затем модернизма и символизма. Однако лучшие мастера польского искусства сохраняют верность крестьянской теме и реалистическим традициям.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru правильный HTML5 правильный CSS