Поздняя Византия

(вторая половина 13 — нач. 15 в.)

В 12—14 вв., в период правления династии Палеологов, византийское искусство переживает последний расцвет. Осаждаемая со всех сторон врагами, раздираемая внутренними противоречиями, Византия собирает последние силы. Патриотический подъем после победы над крестоносцами и антифеодальное движение способствовали появлению новых тенденций в искусстве. Церковные догмы подвергались рационалистической критике, возродился интерес к точным наукам, к угасающей античной традиции, в которой писатели и художники видели основу национальной культуры.

Живопись
Наиболее ярко жизненное направление позднего византийского искусства проявилось в живописи, в мозаиках и фресках монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе (1312—1320).

Фреска церкви монастыря Хора

Повествовательный стиль циклов, посвященных Христу и Богоматери, продолжил традицию столичной школы живописи, но богословская догматика уступила место драматическому переживанию евангельской легенды, линейный стиль — живописному, колористически более усиленному, богатому, с переливами красок. Фигуры легкие и изящные изображены во взаимодействии, в порывистых движениях. Они расположены в нескольких планах и связаны со средой и обстановкой. Лиризмом проникнуты сцены из жизни Марии: трогательной нежностью в изображении сцен детства и юности, напряженным трагизмом в сценах страданий. Выразительные лица, точные жесты и позы раскрывают чувства героев. В композиции «Упреки Иосифа» в поникшем силуэте Марии, ниспадающем ритме складок и плавных движениях переданы ее печаль и смущение, в резких движениях Иосифа — гнев. Введены жизненные детали, динамичный архитектурный пейзаж, рождающий впечатление некоторой воздушности фона. Тончайшим ритмом линий причудливая архитектура, горки и деревья объединены с фигурами людей. Декоративно заполняя люнеты и плоскости простенков, отдельные сцены связаны с реальной архитектурой, вместе с тем каждая сцена приобретает и самостоятельный смысл («Путь в Вифлеем»).

На пути в Вифлеем. Константинополь, Монастырь Хора

В живописной манере проявляется подражание письму иконы. Переходные тона усиливают насыщенность нежно-розовых, пурпурных, фиолетовых, светло-зеленых красок, определяющих очарование этого ансамбля.
Поиски выразительности, наметившиеся в искусстве палеологовского времени, не получили дальнейшего развития. Византия осталась верна религиозным идеалам. При всем блеске хрупкое искусство Палеологов олицетворяло закат большой культуры. С наступлением феодальной реакции в живописи реставрируется строгий плоскостной стиль. Привязанность византийцев к традиционным канонам сковывала творческое воображение. В 15 в. искусство утратило монументальный размах и значительность. Завоевание Турцией Византии в 1453 г. изменило дальнейшую судьбу ее дряхлеющего искусства.

В истории мировой культуры многовековое искусство Византии сыграло большую роль. Здесь были созданы новые типы монументальных общественных культовых зданий с декоративными эмоционально-повествовательными живописными циклами, с углубленными характеристиками образов, получившими распространение в средневековом искусстве Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья. По-новому решались проблемы синтеза пространственных искусств, созданы своеобразные художественные формы. Историческая миссия Византин заключалась в том, что она развила и передала последующим векам античную традицию и завоевания культуры эллинизированного Переднего Востока, обогатив их новыми открытиями. Многие византийские мастера работали за пределами империи. К византийскому искусству обращались итальянские, русские, болгарские, сербские, грузинские, армянские мастера. Их искусство позже послужило основой в создании национальных художественных школ.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru правильный HTML5 правильный CSS