Конец 18 в. - первая треть 19 в.

Мощный патриотический подъем, объединивший весь американский народ, способствовал победоносному завершению войны за независимость и образованию в 1776 г. нового государства — Соединенных Штатов Америки. С этого времени американское искусство развивается со всеми его сложными и противоречивыми тенденциями, с ясно выраженной реалистической линией в наиболее прогрессивных проявлениях.

Архитектура
В крупных центрах востока США предпринимается широкое строительство. Большинство общественных зданий и частных усадеб возводится в классическом стиле. Одним из основоположников американского классицизма был выдающийся философ и просветитель, третий президент США Томас Джефферсон (1743—1826). Своеобразно претворяет он классическое наследие в величественном здании виргинского Капитолия в Ричмонде (1785— 1796), напоминающем античный храм с шестиколонным портиком. Интимнее по характеру и живописнее по планировке Виргинский университет в Шарлотсвилле (1818—1826), созданный совместно с Бенджамином Латробом (1764—1820). Прекрасно связанное с окружающим парком, это здание — воплощение гражданственных традиций американского классицизма.
Классицизм наложил отпечаток на архитектурный облик быстро растущей столицы США — Вашингтона, спланированного П. Ш. Лаифаном (1754—1825). Радиально исходящие из основных центров-площадей авеню связывают между собой все части города, составленного из сети пересекающихся под прямым углом улиц. Здесь в 1792 г. Джеймс Хобан построил Белый дом — резиденцию президента.


Джефферсон. Капитолий. Ричмонд

Живопись
По инициативе просветителя и художника-портретиста Ч.-У. Пила, в 1805 г. была основана Пенсильванская академия художеств. Наибольшее распространение в этот период получают историческая живопись и портрет.

Трамбалл. Героика войны за независимость воплощена в исторических картинах Джона Трамбалла (1756—1843) «Сражение при Банкерс Хилле» и др. (Нью-Хейвен, Художественная галерея Иельского университета). Эти многофигурные композиции отмечены чертами представительности и условности, но в них есть и жизненная наблюдательность. Остры и точны портретные характеристики вождей освободительной войны и нового государства.

Трамбалл. Сражение при Банкерс Хилле

Стюарт. Портрет — ведущий жанр творчества Гилберта Стюарта (1755—1828), который получил художественное образование в Англии и испытал воздействие искусства Гейнсборо («Конькобежец», 1782, Вашингтон, Национальная галерея). Самостоятельная манера Стюарта обозначилась в написанном с натуры портрете Джорджа Вашингтона (1795, Вашингтон, Национальная галерея), грубоватого немолодого человека с крупными чертами лица, с уверенным и властным взглядом. Выделяется виртуозностью исполнения портрет мисс Перес Мортон (ок. 1802 г., Вустер, Художественный музей), овеянный мечтательностью и нежной грацией.

Стюарт. Конькобежец

Салли. В области портрета работал Томас Салли (1783—1872), автор реалистического портрета первого демократического президента Соединенных Штатов Томаса Джефферсона (1810—1820, Американское философское общество). С проникновенной теплотой написан им портрет мальчика — «Рваная шляпа» (1820, Бостон, Музей изящных искусств), покоряющий искренностью и ясностью душевного мира.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru правильный HTML5 правильный CSS