Вьетнам

Яркое и самобытное искусство Вьетнама — страны, занимающей восточную часть Индокитайского полуострова, прошло длительный путь развития. Населявшие землю Вьетнама с древних времен народы заложили основы богатым культурным традициям, оставили потомкам многообразные памятники зодчества, скульптуры, живописи и декоративных ремесел, высокие по своему художественному уровню. Культурная жизнь Вьетнама складывалась в своеобразных исторических условиях. На территории современного Вьетнама обитали многие народы, разные по этническому составу. Единая культура средневековья сложилась постепенно из слияния двух встречных потоков: северного, созданного предками современных вьетнамцев, и южного, созданного народностью тьямов. Немаловажное значение имели культурные контакты с государствами Юго-Восточной Азии, Китая и Индии. Из этих стран во Вьетнам наряду с конфуцианством проникли религии буддизма и индуизма, разнородные архитектурные и художественные образы, сплавившиеся на протяжении веков с местными традициями.
Художественная культура Вьетнама восходит к неолиту. Древнейшие из сохранившихся памятников эпохи бронзы восходят к концу 1 тыс. до н. э. К ним принадлежат литые, тонко гравированные ритуальные бронзовые барабаны. Наиболее плодотворным был этап средневековья. Феодальные отношения зарождаются во Вьетнаме в 3—4 вв., а к 11—13 вв. средневековая культура достигает высокого расцвета. Как и в ряде стран Востока, период феодализма затянулся здесь вплоть до начала 19 в. На протяжении этого времени искусство Вьетнама переживает ряд спадов и подъемов.

Архитектура
Первые из известных городов государства Тьямпа (Центральный Вьетнам) возникли в 3—5 вв. Остатки входящих в них буддийских и брахманских храмовых ансамблей свидетельствуют о том, что па протяжении первого тысячелетия здесь сложилась устойчивая архитектурная традиция. Основным типом культовых сооружений стали башнеобразные храмы-каланы, классическим образцом которых может служить Бо-Кхат-Ре-Соа в Мисоне (10 в.). Каланы возводились из обожженного кирпича, орнаментировались скульптурной резьбой, украшались пилястрами, каменными порталами. Ясность членений и стройность пропорций соединились в них с сочностью форм, обилием декора. Пластическое начало играло в южновьетнамском зодчестве доминирующую роль. Каждое из храмовых зданий воспринималось как своеобразный скульптурный монумент. К 10 в. на основе ставшего господствующим феодального способа производства сложилась самобытная средневековая культура Вьетнама. На протяжении 11—13 вв. вместе с мощным подъемом Северного Вьетнама, постепенно подчинившего себе государство Тьямпа, расцвели ремесла, особого размаха достигло градостроительство. Крупные города, подобные Тханглаунгу (Ханой), делились на четкие административные кварталы, в которых важное место принадлежало стройным башням-пагодам, дворцовым и храмовым ансамблям, включающим множество легких и нарядных построек, водоемов, беседки, парки.

Основным строительным материалом служило дерево, украшенное резьбой и лаковой росписью. Павильоны и площади дворцов и храмов располагались по единой оси, ориентировались фасадами на юг. Их основой служил деревянный каркас, увенчанный черепичной изогнутой крышей. Таков Храм литературы, посвященный Конфуцию в Ханое (1070), состоявший из пяти площадей, разнообразных зданий, торжественных двухъярусных ворот. Дерево и камень, пластические орнаментальные и живописные мотивы, лак и позолота в соединении с тонко продуманным природным окружением составили единый гармоничный архитектурный образ. Особенности вьетнамских строительных приемов ярко проявились в храме Одного столба (Мот Кот) в Ханое (1049), водруженном на массивном каменном столбе, уподобляющем здание ветвистому дереву, выросшему посреди водоема.

Пагода Мот Кот. Ханой

В народной жилой архитектуре, помимо дерева, широко использовался бамбук. Из него наряду с опорными столбами изготовлялись решетки окон, карнизы, экраны, защищавшие интерьер от солнца и придававшие облику дома разнообразие и нарядность.

Скульптура
Скульптурные памятники Вьетнама, созданные во времена расцвета государства Тьямпа, восходят к 7—10 вв. Неразрывно связанная с задачами декоративного оформления храмов пластика этого периода строго подчинена логике архитектурных форм, акцептирует тектонику здания. Образцы круглой пластики здесь редки. Наиболее крупные горельефные изображения, выполненные из местных пород камня, обычно размещались на пьедесталах и карнизах храмов, тогда как более дробные орнаментальные мотивы, вырезанные прямо по кирпичу, украшали верхние ярусы. К лучшим памятникам скульптуры относятся горельефы пьедестала храма в Чакье (7—10 вв.).

Горельеф пьедестала из храма в Чакье

Заполняющие его фигуры танцовщиц и музыкантов грациозны, пластичны, одухотворенны. Особое место в рельефах тьямпских храмов занимают изображения животных, растительные и фантастические мотивы. Скульптура неразрывно связана с зодчеством и на более поздних этапах средневековья. Пластичность и сочность форм свойственны и украшениям крыш, подкровельных массивных брусьев, рельефным панно деревянных вьетнамских храмов.

В 15—18 вв. получает развитие скульптурный портрет, образцом которого может служить статуя мудреца Тует Шона из пагоды Тай Фыонг. Монах-аскет, предающийся раздумьям, основной герои пластики позднего средневековья.

Живопись и графика
Вьетнамская средневековая живопись, как и скульптура, связана с культовым зодчеством. В основном здесь получили распространение храмовые настенные росписи, иконы. В более позднее время важное место заняли различные виды графики, народный лубок, яркий, непосредственный, повествующий в циклах, связанных с полевыми работами, сбором плодов и т. д. Высокие художественные традиции средневековья получили развитие в искусстве современного Вьетнама.

Декоративное искусство
Многообразные области декоративного искусства имеют во Вьетнаме давние традиции. В произведениях художественного ремесла нашло воплощение тонкое и яркое чувство природы, наиболее полно раскрылась красота орнамента. Изделия из золота, серебра 1 тыс. до н. э., украшенные геометрическими и растительными узорами, служат свидетельством изысканности быта тьямпских царей. Важное место принадлежало изготовлению шелковых тканей, резьбе по кости и дереву, инкрустированному перламутром, искусству плетения -из бамбука и камыша. Вьетнам — родина лакового дерева. Издавна мастера этой страны умели изготовлять самые многообразные по формам и техникам изделия из лака, украшенные цветами и золотыми росписями, инкрустированные перламутром.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru правильный HTML5 правильный CSS