Корея

Искусство и архитектура Кореи, страны, расположенной на Корейском полуострове, развивалось в тесном взаимодействии с культурами других народов Азии. Корея восприняла ряд достижений искусства Индии и Китая, в свою очередь оказав существенное воздействие на формирование японского искусства. Вместе с тем, несмотря на черты региональной общности с другими странами Востока, культура Кореи обладает чертами отчетливо выраженной национальной самобытности. Истоки корейского искусства восходят к неолиту. Высокая художественная культура сложилась на территории страны уже в первых веках до н. э., в период Трех государств — Когурё, Пэкче и Силла. Яркого расцвета корейское искусство достигло в 8—-9 вв. Территория Корейского полуострова в это время объединилась в единое государство Силла, что способствовало окончательному утверждению феодальных отношений. Высокими художественными достижениями отмечен и период Коре (10—14 вв.). На протяжении длительного, затянувшегося вплоть до конца 19 в. этапа средневековья, корейская культура пережила ряд спадов и подъемов. Однако общий художественный уровень остался чрезвычайно высоким. Немаловажную роль в начальном этапе формирования средневековых архитектурных образов и форм изобразительного искусства играло проникновение в Корею буддизма в 4—5 вв.

Архитектура
Монументальная архитектура Кореи, составляющая неразрывный союз со скульптурой и настенными росписями, получила развитие в период Трех государств. Близ Пхеньяна и в других местах обнаружены крупные царские погребения с монолитными каменными колоннами, ступенчатыми потолками.
Объединение страны в конце 7 — начале 8 в. способствовало сложению основных традиций, выработке единых идеалов. Выросли города, по-новому оказались осмыслены градостроительные задачи. Столица государства Силла Кёнджу превратилась в крупный административный и культурный центр, приобрела небывалый блеск и размах. Обнесенный стенами город, подобно китайским городам, пересекался по странам света прямыми магистралями, в центре которых располагался обширный дворцовый комплекс. Все дворцовые и храмовые здания Кёнджу и других городов возводились из дерева по единому принципу, на основе четкой каркасной системы, составляя часть больших садово-парковых ансамблей, имели изогнутые черепичные обливные крыши, поддерживаемые системой подкровельных кронштейнов. На этой основе сформировались чрезвычайно устойчивые традиции. Однако уже на ранних этапах проявились местные особенности использования этих приемов, собственные традиции и эстетические принципы. Постоянная угроза нападений уже па раннем этапе феодализма стимулировала развитие оборонительных сооружений — массивных стен, ворот. Обилие дерева и камня позволяло в равной мере использовать оба материала, сочетать суровость каменного цоколя с яркой расцветкой крытых лаком карнизов и колонн.

С распространением буддизма, ставшего официальной религией государства Силла, началось бурное строительство храмов и пагод. В таких ансамблях 7—8 вв., как Бондокса, Камынса, Пульгукса и др., близких по типу дворцовому зодчеству, логическая целесообразность конструктивных приемов сочетается с красотой плотницкой работы и мастерством орнаментации сложных подкровельных украшений. Живописно расположенный на склоне горы храмовый ансамбль Пульгукса включал в себя, помимо главного павильона храма Тэунджон, ряд других сооружений, в том числе приподнятые высоким каменным цоколем ворота с парадными лестницами, а также небольшие каменные пагоды строгих и одновременно нарядных форм — Таботхап и Сокхатхап.

Храмовый ансамбль Пульгукса. Кёнджу

Принятие буддизма повлекло за собой строительство пещерных храмов, выполненных в смешанных традициях индийских и китайских скальных монастырей. Самый крупный пещерный храм 8 в.— вырубленный в склоне горы Соккурам (742—764), стены которого украшены многочисленными рельефами. Гармония и ритм архитектурных пропорций, виртуозно выложенный мощными гранитными плитами полусферический купол ставят Соккурам в единый ряд с лучшими храмами Восточной Азии.
Памятников светского строительства от периода Силла не сохранилось. Наиболее крупным среди садово-парковых дворцовых комплексов был ансамбль дворца Анабди в Кёнджу (разрушен в 16 в.), включавший парадные, жилые по¬кои, садовые беседки и водоемы. Близ Кёнджу находилась и астрономическая башня Чхомсондэ (632—647), сложенная из мощных гранитных блоков,— древнейшая обсерватория Восточной Азии.

В 10 в., после кратковременного распада государств, страна объединилась под властью династии Коре (918—1392), откуда пошло европейское слово Корея. Столицей становится Кэгён (ныне Кэсон). Расширение территории и развитие хозяйства создало новые предпосылки для развития искусства и зодчества.

Архитектура 10 в. стала сложнее, богаче, в ней шире использовались резьба, скульптурные украшения, орнаментальные росписи. В строительстве крупнейшего ансамбля Кэгёна — Манвольдэ, помимо дерева, применялись камень и мрамор. Формы пагод усложнялись. Появились шести-, восьмиугольные и даже круглые в плане пагоды с многочисленными выступами и крышами.
К 15—16 вв. памятники буддийского зодчества пришли в упадок, наиболее интенсивно развивалось светское, дворцовое зодчество. С 1392 г., после утверждения новой королевской династии Ли, столицей стал Хансон (современный Сеул), во многом предвосхищающий особенности планировки Пекина. В 14 в. город был обнесен мощной крепостной стеной с бойницами и восемью массивными двухъярусными воротами, ведущими в город. Облик этих ворот с трапециевидным цоколем и крутыми лестницами, ведущими к деревянной башне, расположенной на их вершине, сложился на основе местных архитектурных традиций.
Ансамбли королевских дворцов, таких, как в Кёнбоккун (1394, восстановлен в 19 в.) и Чхан-доккун, представляли собой своеобразные города, воздвигнутые в пределах столичных стен, куда входили пышные церемониальные здания, павильоны для пиршеств, сады и водоемы. Живописность архитектурных форм дополнялась в них разнообразием форм природных.

Тронный зал дворца Кёнбоккун. Сеул

Скульптура
Скульптура средневековой Кореи, выполнявшаяся в камне, дереве и бронзе, связана с оформлением погребений знати и буддийскими ансамблями. Ведущие к захоронениям аллеи духов фланкировались с двух сторон статуями воинов, чиновников, животных, весьма близкими по типу китайским. Расцвет буддийской монументальной пластики падает на 7—10 вв. Скульптуры самого совершенного из буддийских ансамблей этого времени Соккурам характеризуют многообразие типов, гармония и одухотворенность образов, их удивительная согласованность со всем ансамблем.

Статуя Будды в храме Соккурам

Расположенные вокруг центральной статуи рельефные фигуры учеников Будды, божеств милосердия и стражей входа, выполненные в традициях китайской пластики, имеют многие иконографические отличия, отражают местный тип лиц, характеризуются иной, более плавной, мягкой и пластичной манерой движения.

Живопись
Первые образцы настенных росписей Кореи восходят к первым векам новой эры и связаны с оформлением погребальных камер знати. Круг их сюжетов и образов весьма многообразен. О существовании живописи в период Силла свидетельствуют лишь письменные источники. Особое значение этому виду искусства стали придавать в период Ли (1392— 1910), когда живопись была поставлена на службу феодальной знати. В 14 в. была создана Академия художеств — Тохвасо, получили развитие основные жанры живописи на свитках — портрет, пейзаж, «цветы-птицы», бытовая живопись. Картины писали тушью и минеральными красками на шелке или бумаге в разных манерах — более графической, повествовательной и живописной, текучей, построенной на нюан¬сах и размывах.
Видными живописцами 15—17 вв. были Кан Хиан, Ли Ам, Чо Сок и другие. Создателем национального пейзажа считается Чоп Сон (17 — нач. 18 в.), чьи смелые, полные жизни пейзажи исполнены одновременно силы и лирического звучания.

Кан Хиан. Созерцание у воды

В 18 в. возникло более демократическое движение, выразителем которого был живописец-бытописатель Ким Хондо, создатель многих сцен народной жизни. В его картинах классические приемы национальной живописи сочетались с поисками новых, более реалистических средств изображения. В 19 в. получила развитие гравюра на дереве, широко применявшаяся для оформления книг.

Декоративно-прикладное искусство
В период Силла декоративное искусство отличалось многообразием форм. Появились изделия из голубого стекла и нефрита, изделия из металла. Расцвет керамики и фарфора начинается с 10— 11 вв. В это время изготовляются многие типы фарфора — гладкие сосуды без декора, сосуды, украшенные изображениями цветов и животных, золотым узором. В Кэгёне создавались знаменитые корейские селадоны — сайгам, отличавшиеся от изделий сунского Китая тончайшей инкрустацией черной и белой глины, глазурями нежных серо-голубых и серо-зеленых неярких оттенков. Формы керамики сайгам просты и изысканны. В орнаменте весьма распространены растительные мотивы: дольчатая тыква, персики и т. д. В провинции Чолла-Намо изготовлялись сосуды нежнейших серо-голубых и золотистых оттенков (Пунчхон), покрытые, словно снежинками, узором из белых точек. Этот тип изделий, особенно знаменитый в 14—16 вв., просуществовал до 19 в.
В период Ли круг художественных ремесел расширился. Появились фарфоровые изделия с росписью кобальтом. Особое развитие получило в этот период производство расписных и инкрустированных перламутром лаковых изделий и мебели, в которых использовались красота фактуры дерева и узорчатые украшения из металла. Подносы, столики, сундуки — все изделия отмечены мастерством и совершенством форм. Веера, ширмы, плетенные из бамбука изделия отличались свободой и разнообразием форм.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru правильный HTML5 правильный CSS