Румыния

По сравнению с Болгарией Румынские княжества в период турецкого ига пользовались некоторыми привилегиями. Однако разрозненность, постоянное соперничество делали их полностью зависимыми от Османской империи. С ее поражением в войнах конца 18 — начала 19 в. с Россией связаны первые успешные выступления румынского народа за национальную независимость. К этому же времени относится формирование светского румынского искусства.

Негулич. Исковеску. Розенталь. Активизации творческих сил румынских художников способствовала революция 1848 г., участниками которой были основоположники портретного жанра Ион Негулич (1812—1851), Барбу Исковеску (1816—1854) и Константин Розенталь (1820— 1851). Все трое — члены тайного общества «Братство», готовившего революцию, во время которой они оформляли народные собрания и манифестации. В их произведениях, одухотворенных высокими идеалами гражданственности, героизма и патриотизма, запечатлены образы вождей и участников движения 1848 г.— Николае Бэлческу, Аврама Янку и многих других. Портрет Бэлческу в исполнении Негулича сдержанно строг и реалистичен. Героическая приподнятость и решимость ощущаются в «Автопортрете» Исковеску. Ноты лиризма свойственны ряду портретов Розенталя. Ему принадлежит также аллегорическая картина «Революционная Румыния» (все — Бухарест, Музей искусств СРР), написанная не без воздействия героического романтизма «Свободы, ведущей народ» Делакруа. В образе революционной Румынии Розенталь воплотил черты революционерки Марии Росетти. Вдохновенное выражение ее лица, знамя и кинжал в руках, сумеречный грозовой пейзаж создают ощущение напряженного ожидания, готовности к борьбе.

Новый подъем румынская культура переживает после объединения в 1859 г. Валахии и Молдавии в единое государство — Румынию. В это время расширяется гражданское строительство в Бухаресте, Яссах. Зарождается светская скульптура, которая находит своих видных представителей в лице И. Джорджеску и Д. Пачури.

Аман. Активную деятельность по организации Художественной школы в Бухаресте, созданию картинной городской галереи, ежегодных художественных выставок развернул Теодор Аман (1831—1891).
В его исторической живописи ярко проявились национально-освободительные тенденции («Изгнание турок из Кэлугерень», «Тудор Владимиреску», обе — Бухарест, Музей искусств СРР). Одной из самых эмоциональных своих картин — «Резня болгар турками» (1877, Бухарест, Музей искусств СРР) художник откликнулся на трагическое подавление восстания в соседней Болгарии.
Аман обращался к изображению румынского крестьянства, жизнь которого он рисовал в несколько идиллическом плане — «Хора в Аниноаса» (1890, Бухарест, Музей искусств СРР).

Григореску. Наиболее сильное и своеобразное решение крестьянская тема получает в творчестве самого выдающегося румынского живописца— Николае Григореску (1838—1907). Только два года обучался Григореску на родине. Своих учителей он нашел в Барбизоне среди французских пейзажистов-реалистов. Здесь он усвоил метод работы с натуры на открытом воздухе. Природа и человек-труженик стали главной темой его творчества. Если ранние картины Григореску близки произведениям барбизонцев, то с возвращением домой он обретает индивидуальный творческий почерк. Светлеет, становится более солнечной его палитра, эмоциональнее, динамичнее — мазок. Большое места наряду с жанровыми картинами и пейзажами («В путь-дорогу», «Возвращение стада») занимают изображения крестьян, деятельных, живых, полных достоинства. Среди них — «Крестьянка из Мусчела» (1870-е гг.) или «Крестьянка в мараме» (ок. 1885 г.), спокойная и задумчивая; светло-зеленый фон оттеняет нежно-розовые тона ее молодого привлекательного лица (все — Бухарест, Музей искусств СРР).
Приняв непосредственное участие в русско-турецкой войне 1877—1878 гг., художник по живым впечатлениям исполнил множество рисунков и этюдов, претворенных позже в батальные картины. Выделяются размахом, эмоциональной силой, завершенностью «Штурм Смырдана» (1885, Бухарест, Музей искусств СРР), картина, прославляющая мужество и героизм солдат. Понимание роли народа как главной действующей силы истории сообщает батальным произведениям Григореску правдивость и глубину.

Григореску. Крестьянка из Мусчела

Андрееску . Крестьянская тема остается главной в творчестве Иона Андрееску (1850—1882). Он предпочитает холодные гармонии, построенные на сочетании сближенных серовато-сизых, зеленоватых тонов, передающих грустное раздумье пасмурных дней — «Дорога по холмам» (1870-е гг.). Изредка слепящее солнце врывается с полотна художника, и под лучами его еще контрастнее выделяются убогие избенки и лачуги румынской бедноты — «Дом решетника», «Ярмарка в Бузэу». Тенденции социального обличения, черты драматизма присущи его крестьянским образам — «Девочка в зеленом платке», «Девочка с курицей» (все — Бухарест, Музей искусств СРР).

Лукьян. Социальные тенденции находят развитие в творчестве Штефана Лукьяна (1868—1916). В картине «На раздел кукурузы» (1905, Бухарест, Музей искусств СРР) впервые в румынской живописи он показал массовое выступление крестьянства за свои права. В полных лиризма портретах, в многочисленных натюрмортах, особенно в цветах — огненных маках, сверкающих анемонах,— художник выразил свою страстную любовь к жизни, свету, красоте.

Бэнчилэ. Тоница. В первые десятилетия 20 в. среди художников-реалистов работали Октав Бэнчилэ (1872—1944), написавший серию картин, посвященных крестьянскому восстанию 1907 г., и Николае Тоница (1886—1940), мастер острой политической графики, создатель проникновенных лирических женских и детских образов. Они продолжали развивать традиции реалистического национального искусства, которые передали художникам социалистической Румынии.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru правильный HTML5 правильный CSS