Этот период характеризуется переходом человечества от пассивного присвоения продуктов природы к производящей хозяйственной деятельности. Появились новые формы производства - скотоводство и земледелие, техника обработки каменных орудий, развивалось гончарное производство и строительное дело, совершенствовалось ткачество и обработка кожи. Расширение источников существования, нарастающая активность человека привели к интенсивному заселению новых пространств, усилению межплеменной борьбы за захват земель и лучших охотничьих угодий.
Неолит обогатил изобразительное искусств созданием произведений монументальной антропоморфной скульптуры (Южная Европа, Средиземноморье). К их числу принадлежат изваяния так называемых «каменных баб» Северного Причерноморья, представляющие собой каменные столбы с округлыми головами и рукам, сложенными у пояса. Во Франции их считал олицетворением богини «покровительницы мертвых» (изображались и в технике рельефа стенах пещер). При наличии ясно выраженной тенденции к схематизму (гигантообразные Кикладские идолы, мрамор, 3—2 тыс. до н. э., Афины, Национальный археологический музей) в некоторых статуях связь с реальными формами не обрывается до конца (терракотовые женские фигуры из Триполья). Торс из Кара-Тепе (Каракумы, Эрмитаж) реалистичен, близок эллинскому пониманию пластики. Интересна своей жанровой темой статуэтка «Сидящая женщина» (остров Мальта, ок. 2 тыс. до н. э., Музей Мальты).
Характерная черта культуры, неолита – распространение мелкой пластики, художественных ремесел и орнамента, которые положили начало декоративному искусству. В то время как статуэтки животных все еще были близки натуре, в изображениях женского божества земледелия часто проступали черты схематизма. Живое чувство пластики, присущее искусству палеолита, уступало место отвлеченным геометрическим формам.
Новые черты характеризуют и художественные ремесла; их развитие было тесно связано с осознанном эстетической выразительности трудовых процессов. Чувство закономерности, присущее реальному миру, выражается в архитектонической ясности форм предметов быта, в их гармоничной целостности, в ритмической мерности орнамента, выявляющей его структуру. В основе орнамента - условно-схематическая передача явлений природы и стремление обобщить, абстрагировать наблюдения реальных образов. Простейший, орнамент появился как след от плетения, обмазанного глиной. В дальнейшем этот орнаментальный мотив рисовался. Возникли геометрические узоры, покрывавшие сосуды и другие предметы быта.
Переход к земледелию и скотоводству способствовал систематическому наблюдению окружающего мира и активному взаимодействию с природой, углублению знаний ее явлений.
Создавалась возможность для восприятия выразительности формы, ритма, симметрии, которые образовали основу композиции орнамента. Примером орнаментально-керамических изделий могут служить трипольские сосуды (4—3 тыс. до н. э., юго-запад европейской части РФ и территория ряда Балканских стран) различной формы, с орнаментом, нанесенным белой, черной или красной краской. Характерные мотивы орнамента: параллельные полосы, двойные спирали, обегающие сосуд зигзагами, концентрические круги и т. д., имеющие разнообразное смысловое значение. Из повторения одних и тех же геометрических знаков возник правильный и сложный орнаментальный узор, линии которого в бронзовый век приобрели большую гибкость и упругость. В орнамент включились схематизированные изображения людей и животных, фольклорные образы, сохранявшие значение и в дальнейшем.