В 13 в. в политической и культурной жизни Индии произошли значительные перемены. Страна вступила в новый этап развития феодальных отношений. После завоевания Индии мусульманами наступил период сложения крупных централизованных государств, которые достигли своего наивысшего расцвета в 16—17 вв., в период правления Великих Моголов.
Иноземные правители способствовали проникновению в Индию новой религии — ислама, ставшей вскоре государственной и оказавшей значительное воздействие на все области культуры. Вместе с тем продолжали существовать и развиваться местные культы, особенно на юге страны, не подвергавшемся завоеваниям.
В индийской архитектуре севера этого времени почти нет того пластического синтеза, который составил основу миропонимания индийских зодчих прежних эпох. Вместе с тем на индийской почве новые архитектурные образы вскоре приобрели и свои местные особенности.
Индийские мастера широко вводили сочетание разных сортов камня, подчеркивая тем самым богатство фактуры материалов. Здания возводились на платформе в соответствии со старыми традициями и украшались по углам шлемовидными куполами, характерными для средневековых каменных храмов.
Выстроенный в 13 в. в Дели, новой столице Индии, минарет Кутб-Минар ознаменовал начало объединения двух архитектурных принципов: четкость замысла и чистота линий соединялись в нем со скульптурной осязаемостью форм.
Стройный ствол минарета достигает высоты 73 м. Его массивные грани, сочетание золотистого и красного песчаника, узорные балконы, приостанавливающие его неудержимый рост кверху, придают ему характер материальности, монументальности и пластичности. Красота камня подчеркивается простыми, строгими и вместе с тем разнообразно чередующимися в ярусах гранями, то острыми, то округлыми, придающими ему пучкообразную форму.
Архитектура 16—17 вв.— периода правления Великих Моголов — знаменует собой последний этап развития средневекового индийского зодчества. В огромном централизованном государстве возводились новые города (Агра, Фатх-пур-Сикри), мощные крепости, окруженные массивными стенами, включающие сады и мечети, дворцы и мавзолеи. В это время складывается новый стиль индийской архитектуры, отличающийся монументальностью и грандиозностью. Тяга к роскоши, к изяществу, орнаментальным украшениям в постройках 17 в. знаменует постепенные изменения стиля, связанные с медленным угасанием мощи государства Великих Моголов. Излюбленным материалом становится белый мрамор, из которого выстроен один из самых значительных памятников Агры этого времени — мавзолей Тадж-Махал (1632—1650), созданный строителями Индии, Турции, Ирана, Средней Азии и Афганистана.
Белоснежный мрамор, из которого возведено здание, просторный купол и четыре минарета придают ему особую стройность и невесомость. Примененные здесь многочисленные арки как бы дематериализовали стену. Здание явно дышит, пронизанное светом и воздухом. Красота и изящество Тадж-Махала совершены, но вместе с тем они лишены теплоты, живого, осязаемого трепета форм, столь свойственного древним памятникам.
Живопись
Развитие искусства периода Великих Моголов ознаменовалось расцветом миниатюры, привнесенной в Индию, как и образы мусульманского зодчества, из стран Среднего Востока, откуда были привезены и мастера-миниатюристы. Могольская миниатюра была тесно связана с книгой, ею иллюстрировались главным образом дневники и мемуары правителей.
В городе Фатехпур-Сикри существовали мастерские и школы миниатюристов. Ранняя могольская миниатюра ярка и нарядна, ее отличает чувственное пластическое начало. Индийские миниатюристы вводили светотеневую лепку, употребляли краски, создавая в пейзажных формах иллюзию уходящих далей. В 17 в. индийская миниатюра больше тяготеет к изображению реальной среды и пространства, вместе с тем в ней нарастает интерес к личности человека; появляются острохарактерные портреты правителей, мудрых, лукавых, пресыщенных жизнью.
Вырабатываются определенные приемы изображения человека. Трактовка фигуры носит плоскостный характер. Главный акцент делается на лице, чаще всего показанном в профиль. Рисунок отличается точностью, каллиграфической тонкостью и линейной завершенностью. Легкая светотеневая моделировка, не нарушая контуров, лепит объемную форму. Все эти приемы позволили усилить в портретной миниатюре выразительность, сообщить ей особую виртуозность. Надо сказать, что поиски новых путей сопровождались зачастую утратой звучной прелести и наивной радости образов ранних миниатюр.
С конца 17 в. гораздо интенсивнее развивались местные школы, восходившие к древним степописям и народным лубкам. Они получили общее название «раджпутская школа миниатюры», которая фактически объединила разные направления.
Мифологические герои, изображенные яркими локальными красками, Шива, божественный пастух Кришна со своими стадами, сцены любви и весеннего цветения стали основной тематикой наивной и радостной раджпутской миниатюры. Рассчитанные на более демократические круги, чем могольские, миниатюры местных школ просты и незатейливы по своему художественному строю и тесно связаны с народными ремеслами, узорами тканей, набойкой. Красочная раджпутская миниатюра пережила могольскую, оказавшись ближе к народному искусству.
18 в. завершил собой длительный и разнообразный по своей культуре феодальный период. Колониальное закабаление страны пагубно отразилось на искусстве, надолго приостановив его поступательное развитие.