К концу 4 в. до н. э. на развалинах громадной державы Александра Македонского возникли государства нового типа — деспотические монархии, которые вступили в новый период исторического и культурного развития, получивший условное название эллинизма. Этот этап в развитии античного общества характеризуется сочетанием восточной и греческой форм общественного устройства, нарастающим контрастом между колоссальным богатством рабовладельческой верхушки и нищетой народных масс, безраздельной властью монарха и, по существу, полным бесправием граждан. Греция утратила былое экономическое и политическое значение. На первое место выдвинулись большие эллинистические государства: Египет, царство Селевкидов в Сирии, Пергам в Малой Азии, Родос и др. Для культуры эллинизма характерно широкое распространение традиций греческого искусства на грандиозную по размерам территорию эллинистического мира: от Сицилии на западе до Средней Азии и Индии на востоке, от Северного Причерноморья до Нубии в Экваториальной Африке. Важным моментом было и органическое объединение элементов греческой культуры с восточными традициями, с древними элементами местной культуры. Причем в различных областях соотношения между культурой местной и вступившей с ней во взаимодействие античной были разными.
Среди произведений монументальной скульптуры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных памятников эпохи — «Ника Самофракийская» (ок. 190 г. до н. э., Париж, Лувр). Статуя была воздвигнута на острове Самофракия в честь морской победы над флотом сирийского царя. Несмотря на сильные повреждения, эта величавая статуя богини Победы и теперь поражает огромной жизненной силой. Весь ее облик, стройная мощная фигура, уверенно устремленная навстречу порывистому ветру, могучим волнам, каждая складка трепещущей одежды полны ликующего чувства победы.
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился беломраморными храмами, высокими зданиями в несколько этажей, замечательной библиотекой. Здесь находился грандиозный Фаросский маяк, который называли среди семи чудес света. Его огонь мореплаватели видели на расстоянии более ста миль. Прославленные парки Александрии были украшены декоративной скульптурой.
Среди других центров эллинизма выделялось Пергамское царство (в Малой Азии), оказавшее сопротивление грозному Риму. В его столице Пергаме, на Акрополе, был возведен «Алтарь Зевса» (180—160 гг. до н. э.), представляющий собой грандиозное сооружение, словно символизирующее могущество Пергама. Цоколь алтаря был опоясан гигантской лентой скульптурного фриза, где с беспримерной силой запечатлена грандиозная эпопея легендарной битвы между богами и гигантами. Сохранившийся в значительной части фриз является одной из вершин мировой скульптуры (Берлин, Государственные музеи). Он создавался после победоносной борьбы пергамцев с варварскими племенами галатов, но выходит далеко за пределы узко-временного и местного значения.
Образцы поздней эллинистической пластики (2—1 вв. до н. э.) дает искусство Родоса, самого восточного из островов Архипелага в Эгейском море. Для родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы, остродраматические по сюжетам. Но родосские мастера не стремились к раскрытию внутренней патетики героического образа. Они воплощали сложные драматические коллизии во внешне нарочитой повествовательной манере. Такова скульптурная группа «Фарнезский бык» («Казнь Дирки», конец 2 в. до н. э., Неаполь, Национальный музей) или самое прославленное произведение родосской школы — группа «Лаокоон» (Рим, Ватикан), выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 40 г. до н. э.