Гойя. Новый подъем искусства Испании связан с творчеством Франсиско Гойи (1746— 1828), который жил и работал в один из бурных периодов истории родины. Испания в это время продолжала оставаться отсталой страной, во главе которой стояли реакционные феодальные силы. Гойя был современником Французской революции 1789 г., народно-освободительной войны испанского народа с войсками Наполеона, двух испанских революций (1808— 1814; 1820—1823) и последовавшего после их поражения разгула реакции.
Как ни один из великих мастеров Испании, Гойя воплотил в своем искусстве трагическую судьбу и героические чаяния испанского народа. Стихия реальной жизни служила для него источником разнообразных творческих импульсов. Его искусство всецело принадлежит новой исторической эпохе. В какой бы области Гойя ни работал, всегда его образные решения обладали особым, отличным от прошлого восприятием мира. Его произведения сочетали критический дух передовой мысли эпохи и отзвуки устойчивых на испанской почве народных представлений, широту общественного звучания и глубоко личное отношение к тому или иному явлению жизни. Искусство Гойи несет сильный отпечаток его чувств, переживаний, его темперамента, яркой натуры. Он часто обращался к образам гротескным, фантастическим, преувеличенным, с наибольшей остротой обнажая уродства современной ему действительности.