Негулич. Исковеску. Розенталь. Активизации творческих сил румынских художников способствовала революция 1848 г., участниками которой были основоположники портретного жанра Ион Негулич (1812—1851), Барбу Исковеску (1816—1854) и Константин Розенталь (1820— 1851). Все трое — члены тайного общества «Братство», готовившего революцию, во время которой они оформляли народные собрания и манифестации. В их произведениях, одухотворенных высокими идеалами гражданственности, героизма и патриотизма, запечатлены образы вождей и участников движения 1848 г.— Николае Бэлческу, Аврама Янку и многих других. Портрет Бэлческу в исполнении Негулича сдержанно строг и реалистичен. Героическая приподнятость и решимость ощущаются в «Автопортрете» Исковеску. Ноты лиризма свойственны ряду портретов Розенталя. Ему принадлежит также аллегорическая картина «Революционная Румыния» (все — Бухарест, Музей искусств СРР), написанная не без воздействия героического романтизма «Свободы, ведущей народ» Делакруа. В образе революционной Румынии Розенталь воплотил черты революционерки Марии Росетти. Вдохновенное выражение ее лица, знамя и кинжал в руках, сумеречный грозовой пейзаж создают ощущение напряженного ожидания, готовности к борьбе.
Барабаш. Первые успехи делают живописцы-пейзажисты и портретисты. В реалистически точной, несколько суховатой манере пишет портреты выдающихся деятелей Венгрии Миклош Барабаш (1810—1898), среди них — портрет композитора Листа (1847, Будапешт, Венгерская национальная галерея), полного творческой энергии, воли, значительности.
Подъем национально-освободительного движения вызывает обостренный интерес к национальной истории, способствуя зарождению исторического жанра. Революция 1848 г. всколыхнула творческие силы народа, пробудила общественное и политическое сознание венгров.
Манес. Страстным патриотом был Иосеф Манес (1820—1872), разносторонне одаренный художник, поэт, музыкант. Во время революции 1848 г. он расписывал знамена национальных гвардейцев, рисовал выдающихся политических деятелей Чехии. После 1848 г. Манес обращается к изображению жизни крестьянства в романтическом поэтизированном плане. Ему принадлежат двенадцать медальонов часов «Орлой» (1865—1866, ныне — Прага, Музей города), посвященных «трудам и дням» крестьянина в различные времена года. Здесь и прививка молодого деревца, и жатва, и покос. Каждая композиция вписана в круг медальона; точный рисунок фиксирует характерные позы, движения работающих крестьян; насыщенны и гармоничны нарядные краски.
В народной жизни, фольклоре, истории, в родной природе Манес нашел неисчерпаемый источник вдохновения.
Сербия
Благодаря вмешательству России после Адрианопольского мира 1829 г. получает самостоятельность Сербское княжество, сохраняя лишь вассальную зависимость от Турции. С этого времени быстрым темпом идет процесс становления сербской культуры и искусства. Наряду с деятелями просвещения за создание национальной культуры выступили художники.